dlinyj: (Default)
[personal profile] dlinyj
Отрицание, Злость, Торг, Депрессия, ремонт материнской платы...



В предыдущем посте я рассказал об интересном аппарате, и проблемах с тем что не сохраняются значения BIOS и не идут часы (вообще тиков нет). Мне много надавали всяких разных советов очень помог [livejournal.com profile] ext_1796929 с рекомендациями поковырять схему, и это дало свои плоды, плюс я немного разобрался со схемотехникой 386 материнских плат (они весьма просты).

Итак, я долго торговался с собой: бросить всё нафиг или же всё же собраться духом и доделать. Могу сказать, что только благодаря вам, мои читатели, я решил это доделать. Спасибо вам за поддержку! Большое спасибо за документацию на материнскую плату, хотя бы стало понятно зачем какие джампера.

Скажу сразу: джампера, вышедший из строя кварцевый резонатор оказался не при делах. Всё оказалось интереснее.
Пришло время разобраться со схемотехникой материнской платы, чтобы понять как же всё это работает.

Итак, из комментариев я понял, что часы находятся в СБИС 82C206 (ссылку на даташит тоже подсказали в комментариях). В одной из функций микросхемы заложены часы и хранение настроек BIOS. Тактируется она от генератора на микросхеме CD4069 — логический инвертер, 6 элементов "не". Состоящего из кварцевого резонатора и RC-цепочки. Эти элементы и должны питаться от батарейки.

Изначально я смотрел просто документацию на микросхемы. Но смущало меня в документациях, что указано питание от батарейки 6 В!



Поэтому я решил найти хоть какую-то настоящую схему 386 материнской платы, и наткнулся на весьма интересный проект, где любитель проектирует одноплатный 386 компьютер. И там есть картинка (увы, не pdf) схемы его проекта. И узлы этой схемы будут очень полезны.

Как организовано питание от батарейки BIOS:



Точки IC33P питают микросхему генератора CD4069:



Таким образом, надо убедится что на 14 ноге DIP-микросхемы CD4069 приходит питание от батарейки. А его не было, и я начал идти по дорожке, пока не обнаружил что дорожка идёт под разъёмом клавиатуры и батарейкой BIOS, которую я недавно впаял. И слегка царапая дорожку я обнаружил что рвётся она практически под разъёмом.


Едва заметный протрав дорожки


Всё же под лаком щёлочь добралась и протравила дорожку. Хотел сделать "красиво", и не бросать провод по bottom и просто сделал аккуратную сопельку и наклеил сверху "пластырь" из бумажного скотча.



Не верил, что "сердце" кварца будет биться. Даже не включая в ночи материнскую плату, хотелось проверить, завелись ли часы? Берём мой простенький осциллограф, который раскритиковали в хвост и гриву, и начинаем тыкать щупом в микросхему генератора.


Оно живое!!!


Ну и осталось проверить, сохраняет ли значения BIOS и будут ли идти часы утром. Поставил дату и время, а утром проверил что всё хорошо и бивис больше не страдает склерозом.



Из личных рекомендаций: налёт от батарейки прекрасно отмывается раствором лимонной кислоты или уксусом (но он воняет). После надо промыть место спиртом, либо водой. Щёлочь из батареи сжирает дороги, даже под лаком, даже между слоями! Проверяйте дороги. Ну и лучше всего не занимайтесь глупостями и устанавливайте батарейку 2032 с защитным диодом Шотки (защита от заряда).

Всем спасибо за помощь!

Date: 2024-04-16 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] salariman.livejournal.com
👍 (https://salariman.livejournal.com/82942617.html)

Date: 2024-04-16 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] dima bodus (from livejournal.com)

Вообще-то, лучше вместо батарейки впаять разъем для внешнего аккумулятора. А в качестве внешнего аккумулятора использовать Li-Ion с платой защиты от переразряда/перезаряда (BMS 1S 3.6-4.2 V).


CR2032 сейчас не бывает 3.6 В, чаще всего 3.2 В. Плюс на защитном диоде будет падение напряжения. В итоге вывезти требуемых 3 Вольта не получится.

Edited Date: 2024-04-16 02:52 pm (UTC)

Date: 2024-04-16 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] dlinyj.livejournal.com
На схеме выше стоит и работает, так что норм всё.

Date: 2024-04-16 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] dima bodus (from livejournal.com)

на схеме выше стоит LIR2032. Это аккумулятор 3.7 В 40 мА/ч. А к нему еще контроллер заряда MCP73831


Date: 2024-04-16 09:14 pm (UTC)
From: [identity profile] dlinyj.livejournal.com

Да, и вправду. Интересно, а джампер заряда надо держать всегда или только по праздникам? Я бы сделал такую схему бы.

Date: 2024-04-16 10:31 pm (UTC)
From: [identity profile] real-oldman.livejournal.com

Афигеть! Кто бы подумал!

Date: 2024-04-17 05:45 am (UTC)
From: [identity profile] rw9uao.livejournal.com
ура!

Date: 2024-04-17 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] masterspammer.livejournal.com

Удивительно, что это просто провод — находил микросхему CD4069, но не ожидал, что она работает в качестве генератора (есть специальные CMOS-память + часы).

Date: 2024-04-17 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] dlinyj.livejournal.com
Сам в шоке. Так в посте же указано, что 82C206 — это CMOS память + часы, а CD4069 тактирует её.

Date: 2024-04-18 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] masterspammer.livejournal.com

Теперь-то известно :-)

Date: 2024-04-19 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] masterspammer.livejournal.com

Надо и мне свою первую писюковую материнку раскопать... чтоб на стену повесить в живом виде (пусть хоть пингуется, она на 386, можно linux старый поставить) — мне однажды один добрый человек подсунул БП, сжигающий материнки — вылетело многое — на экране было что-то видно (видео — внешнее), но диски не пахали (FDD, HDD), какие-то буферные микросхемы сгорели (взбухли), отложил — потом нашёл микросхемы, но за это время потекла батарейка и сожрала проводки...

Date: 2024-04-30 05:09 am (UTC)
From: [identity profile] murz0id.livejournal.com

Супер! Пост весьма кстати. Значит если тупо впаять 2032, она будет от материнки заряжаться?

Date: 2024-04-30 06:16 am (UTC)
From: [identity profile] dlinyj.livejournal.com
Да, поэтому так делать нельзя и надо ставить защитный диод.

Date: 2024-04-30 06:19 am (UTC)
From: [identity profile] murz0id.livejournal.com

Благодарю! Учту на будущее.

Date: 2024-04-30 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] dlinyj.livejournal.com

Лучше всего взять схему, которая приведена в этом посте с новодельной материнской платой, аккумулятором LR2032 и контроллером заряда MCP73831. И впаять это безобразие вместо штатной батарейки.

Date: 2024-04-30 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] murz0id.livejournal.com

Скоро начну восстанавливать свое барахло, опробую. Спасибище!

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 22nd, 2026 05:39 pm
Powered by Dreamwidth Studios